Вологодский научный центр Российской академии наук
23.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

Творческий семинар по кинофильму А. Звягинцева "Левиафан"

11.02.2015 Семинары
30.01.2015 г. состоялся творческий семинар, посвященный обсуждению номинированного на премию «Оскар» фильма А. Звягинцева «Левиафан».

Первый доклад представил аспирант II курса М.М. Панов. Он рассказал слушателям о жизненном и творческом пути российского кинорежиссера, актера, сценариста Андрея Петровича Звягинцева. Наибольшую известность он получил после выхода фильма «Возвращение» (2003 г.), заслужившего несколько кинопремий. Всемирный успех А. Звягинцева повторился в 2014 году, с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Со вторым докладом выступил аспирант II курса А.В. Короленко. Она представила описание сюжета кинофильма, рассказала о главных героях, их жизненном выборе и судьбе, имеющихся возможностях у человека «из народа» и у людей, наделенных властью.

Далее аспирант II курса Л.Н. Фахрадова представил реакцию иностранных СМИ на кинофильм (Sight & Sound, Evening Standard, International Business Times и др.)  Этот фильм имел много положительных, восхищенных отзывов о том, как «чудовищные силы государства противостоят главному герою». Иностранные зрители увидели только внешнюю сторону проблемы Российского общества – коррупция, пьянство, безбожие, но не заметили скрытый смысл – отсутствие национальной идеи.

Затем мнение коллег режиссера, актеров  и зрителей представил аспирант         II курса В.Н. Барсуков. В России фильм вызвал неоднозначную реакцию как стороны кинокритиков, так и общественности. По наблюдениям журналиста Юрия Сапрыкина, фильм ещё до выхода в прокат расколол российских зрителей, в зависимости от политических убеждений воспринимающих его как «смелое разоблачение путинского режима» или «конъюнктурную русофобскую поделку на потребу Западу».

 В ходе рассмотрения информационного материала для дискуссии среди участников семинара были предложены следующие вопросы для обсуждения:

– В чем заключается главная проблема фильма?

– Чем обусловлено название, что несет в себе этот образ?

– Соответствует ли художественное своеобразие смысловому наполнению киноленты?

– Можно ли считать фильм антироссийским? Если «да», то почему? Если «нет», то почему?

В ходе дискуссии участники мероприятия обменялись мнениями и пришли к следующим выводам:

1. Смысл фильма — реалистичное отображение социальной жизни в эпоху перемен. Автор охарактеризовал современную Россию как феодальную систему, где всё находится в руках властьимущих, все остальное находится в вертикали подчинения, а живя в ней, ощущаешь себя как на «минном поле», причём «у вас нет особых перспектив — ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не „подключены“ к ценностям системы».

2. Название взято из Книги ИоваЛевиафан — мифологическое чудовище. В то время как изначально Левиафан — это библейский образ, в фильме он используется как метафора, киноинтерпретация истории библейского персонажа, поданная в условиях современной России.

3. Фильм содержит остросюжетные повороты с криминальными историями, любовным треугольником, изменой и таинственной гибелью героини. Лента, начавшаяся как жесткая и реалистичная социальная драма, ближе к середине превращается в столь же сильную и достоверную драму психологическую, а ближе к финалу и вовсе становится экзистенциальной трагедией о бессилии человека в борьбе с Судьбой. Не смотря на это, фильм выстроен органично, впечатляет игра актерского состава.

4. Фильм «Левиафан» обличает русскую действительность, концентрирует в себе все русские пороки. Просмотр будет полезным для россиян, даст им возможность задуматься о том, что происходит. Конечно же, неприятно, что иностранный зритель вновь увидит столь неприглядную ситуацию в нашей стране и тем самым вековые стереотипы о русском пьянстве и лени будут укреплены.

 В завершение мероприятия аспиранты отметили, что знакомство с картиной является актуальным и своевременным, т.к. она не оставила никого равнодушным – все культурное общество мира обсуждает ее, ведет споры о том, что есть правда и ложь в киноленте.

Все сообщения